Журнал "Русский пионер"
Президент Пушкинского музея легендарная Ирина Антонова надеется, что
грядущее покажет нам выход из тупика, в котором оказалось человечество.
Но пока этого не произошло, не стоит расстраиваться: это человечество
уже создало столько великого, что пока что всем хватит.
... Мы свидетели действительно большого
кризиса художественной системы...
... Меня часто спрашивают, что такое "Черный квадрат"
Малевича. Я отвечаю: это декларация — "Ребята, все кончилось"...
... Малевич
правильно тогда сказал, суммируя глобальную деформацию и слом,
отраженные прежде в кубизме...
... Но ведь трудно с этим смириться...
... Поэтому и
началось: да-да, сюрреализм, "давайте вещи мира столкнем в абсурдном
сочетании" — и поскакало нечто на кузнечиковых ногах. И дальше, и
дальше… уже концептуализм, и проплыла акула в формалине...
... Но это все не
то, это упражнения вокруг пустоты: чего бы такого сделать, чтобы
удивились и не обсмеяли...
... Можно писать "Явление Христа народу" и в 30-м столетии, но его время, время известного нам великого искусства, кончилось...
... Мы видим, как разрушается принцип эстетики, духа и принцип идеала, то есть искусства как высокого примера, к которому надо стремиться, сознавая все свое человеческое несовершенство...
... Дух становится никому не нужен...
... искусство, хотите вы этого или нет, это всегда диалог с миром...
... груда кирпичей, которую нам и
показывают, говоря: вот это искусство... вызывает только отвращение, она не может вызвать другое
чувство, она не несет ничего возвышенного, то есть идеала...
... консервированные акулы и овцы — это не художественная форма...
... Это жест,
высказывание, но не искусство...
... Но пока не допускаю мысли о том, что
великое искусство ушло навсегда...
... С этим невозможно смириться, совсем
невозможно...
... Зеленые
листочки обязательно появятся...
... Пока есть — и он будет длиться долго —
век репродукций, век непрямого контакта с художественным произведением...
... репродукция ущербна, она не воспроизводит даже размера, что
уж говорить о многом другом...
... Давид и его уменьшенный слепок — это не то
же самое...
... но чувство "не то же самое"... потеряно...
... любая
передача через передачу абсолютно не учит видеть. Она в лучшем случае
позволяет запечатлеть сюжет и тему...
... несмотря на туризм и возможность
что-то посмотреть, новые поколения все больше будут пользоваться только
копиями, не понимая, что есть огромная разница между копией и подлинным
произведением... Она зависит от всего: от размеров, материала, манеры
письма, от цвета, который не передается адекватно, по крайней мере
сегодня...
... Мазок, лессировка, даже потемнение, которое со временем уже
входит в образ, мрамор это или бронза, и прочее, прочее — эти ощущения
окончательно утеряны в эпоху репродукций...
... есть
определенное излучение той силы, которую отдает художник, работая над
картиной иногда много лет...
... Это насыщение передается только при прямом
контакте...
... Слушать музыку в концертных залах и ее
воспроизведение даже на самом новейшем носителе — это несравнимо по
воздействию...
... Я уже не говорю о той части общества, которая читает
дайджесты и выжимку из «Войны и мира» на 100 страниц...
... с этим укорочением, уплощением и
обеззвучиванием человечество будет жить, боюсь, долго. Необходимо будет
снова воспитать в человеке понимание, что ему необходим сам подлинник
как живой источник, чтобы сохранять полноценный тонус эмоциональной
жизни...
... Я была совсем маленькой, когда отец давал
мне читать Диккенса. Помню, как я прятала под подушку "Лавку
древностей" и, включив тихонько свет, когда мама выходила из комнаты,
читала ее ночью, шурша страницами. Для чего? Чтобы поплакать. Я жутко
сочувствовала Нелл и дедушке, вынужденным уйти из города. А это было
сладостное чувство — сочувствие. И я специально — признаюсь —
перечитывала, чтобы вызвать это сопереживание. Доступно ли это будет
ребенку грядущего, читающему с машины, с экрана, я не знаю. Возможно, он
будет вознагражден чем-то другим взамен этой потери? Надеюсь...
... будет ли уметь человек
грядущего читать глубину, понимать суть, особенно там, где она не явна?..
... например, в суриковской "Боярыне Морозовой",
кроме фабулы: на санях увозят женщину, поднимающую свой знак веры, а
кругом народ...
... Но почему сани идут из правого угла в левый верхний? Между
тем это не просто так...
... Суриков долго над этим работал и почему-то
сделал так, а не по-другому...
... Чтобы содержание искусства было доступно
людям будущего, надо смотреть на великие картины, надо читать великие
произведения — они бездонны...
... необходимость в
искусстве... снова наберет силу...
... И
знаете, из чего я делаю такой вывод? Из того, что люди... продолжают рисовать пейзажи, писать стихи, пускай
неумелые и незначительные, но эта потребность есть...
... пока у нас будут две руки, две
ноги, пока мы будем прямоходящими и мыслящими, потребность в искусстве
будет...
... Это идет от человеческой природы с начала времен...
... А пока не появились зеленые листочки... огорчаться не надо — человечество создало столько великого, что и
нам с вами хватит вполне, и вообще всем...
... Культуре не помогают. Не помогают даже умереть...
... Просто совсем игнорируют...
... нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом...
... наш человейник очень замусорен, его предстоит
вычистить от мусора, грязи и агрессии...
... Иначе жить будет невозможно...
... Как
невозможна будущая жизнь без способности радоваться, восхищаться,
любить, интересоваться и хранить в душе красоту...