Про немцев глазами русского

Выдающийся русский писатель Владимир Войнович... в 1980 году был выслан из СССР и поселился в Мюнхене. С тех пор его жизнь тесно связана с Германией. Писатель рассказывает о тесном переплетении двух культур и делится личным опытом жизни за рубежом...

— Когда я впервые прилетел в Германию, первое чувство было... странное. Вот я прохожу через паспортный контроль, вижу — за будкой стоят люди, которые меня встречают: писатель Виктор Некрасов (когда он уезжал из СССР, у меня было чувство, что я простился с ним навсегда), знакомые, друзья-иностранцы — одна немка, двое итальянцев, двое поляков... И у меня было ощущение, что я попал на тот свет и меня там встречают...
... управляющая гостиницей рассказывала о своем первом впечатлении: какие-то люди, по виду даже неплохо одетые...  на лицах была какая-то... печать отчаяния, несчастья...
... она, после того как подавала нам завтрак, иногда запиралась у себя и плакала...

... меня окружили журналисты и стали задавать вопросы. Я им рассказал, что родился в Таджикской ССР, потом был долгое время рабочим, потом служил в армии, потом стал писателем. Наутро выходят газеты, и почти во всех написано так: "Владимир Войнович, простой таджикский рабочий, написал роман и был изгнан из Советского Союза"...
... меня не приняли в Литературный институт потому, что посчитали мою сербскую фамилию еврейской, поскольку она кончается на "ич"...
... Он написал в очерке, что меня не приняли в институт потому, что я еврей...
... И с тех пор уже обо мне стали писать так: "Владимир Войнович — простой таджикский рабочий, отягченный еврейской фамилией, вынужден был бежать из СССР"...
... получалось так, что был русским, а теперь переменил национальность, потому что в современной Германии евреям предоставляются определенные льготы. (Смеется.)
... Мне приходилось знакомить людей со своей разветвленной родословной...
... и устроил в мою честь вечер. В местной газете был такой анонс (на немецком): "Место, где звучит настоящая русская речь. Таджикский сатирик будет читать из своих произведений"...  
... ко мне подошел журналист, говорит, что хочет взять у меня интервью. Я говорю: "Хорошо, но если вы снова напишите, что я "таджикский рабочий, отягченный еврейской фамилией", я за себя не отвечаю". Нет, говорит он, я все напишу правильно. Вскоре действительно появилось интервью... Я рассказал корреспонденту, что родился в Таджикистане, но прожил там только восемь лет, а перед самой войной переехал в Украину, в город Запорожье. И вот он все правильно пишет о том, что я родился в Таджикистане, а дальше так: "Когда немцы напали на Советский Союз, он вынужден был бежать из Таджикистана на Украину".
... В общем, отношения с немецкой прессой у меня всегда складывались сложно. (Смеется.)
 
 — ... испытывать чувство стыда за то, что происходило в Германии в 1930-1940-е годы, стало естественным не только для интеллигенции, но и для всех слоев общества...
... Оно столь глубоко, что немцы даже стесняются вспоминать свою историю... 
... мы прекрасно знаем, что Германии есть чем гордиться: великой культурой, философией, техническими достижениями...
... когда им хочется что-то рассказать об этом, они понимают, что невозможно говорить о культуре отдельно от истории, общества...
... немцы вообще предпочитают избегать любых разговоров о прошлом.
... Это отличает их от нас. Мы ведь тоже пережили тоталитарную травму...
... в России есть люди, которые критически относятся к советскому прошлому...
... мы все-таки говорим о прошлом, даже любим его ругать... 

— ... там живет моя дочь. На одной из центральных улиц Мюнхена — Леопольдштрассе — перед нашим домом регулярно появляются какие-то люди со столами и плакатами, в их числе и портрет Путина с собачкой на руках...
... Они говорят, что если бы у них был такой канцлер, как Путин, то вообще было бы все замечательно...
...Одно время они приветствовали победу Трампа, но потом, кажется, убрали его со своих плакатов. А Путин остался..

... Германия много лет старается демонстрировать открытость и гуманность. Я знаю, например, немцев, которые добровольно едут в Израиль, работают там практически бесплатно в кибуцах, получая копейки: они так видят свой моральный долг..
... Чувство вины за прошлое сказывается на сегодняшнем отношении к иностранцам, особенно к беженцам....
... Германия принимает людей любых национальностей...
... Все эти люди пользуются гостеприимством Германии...
... не все жители понимают, что Германия в своей миграционной политике руководствуется высшими принципами гуманности, человеколюбия...

— Способны ли немецкие литературоведы, интеллектуалы оценить ваш юмор, сатиру, с кем вас сравнивают?
— Меня немцы обычно сравнивают с Ярославом Гашеком, хотя я считаю это сравнение не совсем корректным. У Гашека Швейк — бравый солдат, а Чонкин — совсем не бравый. Но ставя в один ряд Швейка и Чонкина, они возводят моего персонажа в ранг народного героя. И даже размышляют о нем в философских категориях. Так что я им верю.


 Из интервью с Андреем Архангельским. Коммерсант.ру