Про идентичность, "тюремную ментальность", вину и коллективное воображение

...Стоит ли нам формировать идентичность на советских или имперских образцах? Или следует задуматься о формировании новой идентичности — как способе консолидировать общество. Главный редактор издательства "НЛО" Ирина Прохорова считает, что для начала нужно... перестать стесняться типичного для большинства рабоче-крестьянского происхождения.

 — Столетие революции отмечают во всем мире, и только у нас как-то невнятно...

— ...формулу можно расширить до "рабочих и крестьян"...
...рабочего происхождения тоже стесняются.
— ...камлания о пролетариате как "гегемоне революции" скрывали печальную реальность: непрестижность этого социального слоя в общественном сознании...
 ...ведь в сталинское время положение рабочего мало отличалось от положения узника ГУЛАГа; он, подобно крепостному, фактически был приписан к предприятию и не мог уволиться без разрешения начальства. И условия жизни и труда были чудовищными...
... мы возвращаемся к...русской революции, ее нереализованным обещаниям...

...фундаментальному пересмотру нашего интеллектуального наследия..

— А что это дает?
— Это дает нам демократизацию сознания и принципиально иной взгляд на историю...
...мы остаемся заложниками государственной имперской истории, где любые действия власти объясняются и оправдываются государственной необходимостью и интересами страны...
...Пока нам предлагают эту ложную оптику, мы вынуждены вращаться по замкнутому порочному кругу, бесконечно споря о том, кто такой Иван Грозный или Сталин...
...Если мы посмотрим на исторические прецеденты глазами не правителей или палачей, а глазами частного человека... ... то мы сумеем по-другому оценить многие события и сформулировать иные приоритеты...
...можно сколько угодно рассуждать об абстрактных миллионах загубленных душ как о необходимой плате за прогресс, но если одной из жертв был ваш родственник, то вы начинаете смотреть на ситуацию иначе.

— А нужно ли сейчас говорить о травматическом опыте? 
— Непременно нужно, если мы хотим достичь гражданского примирения... высокий уровень агрессии, который присутствует в нашем обществе, во многом обусловлен непроработанностью травм... 
 ...Потаенность индивидуальной памяти была основой существования человека в советском социуме...
...В СССР сформировалось собственное отношение к индивидуальной боли, травме и горю. Страх перед общественным позором и арестом принуждал человека скрывать свои чувства и мысли...
...Уход частной боли в подполье породил затяжной посттравматический стресс. Именно этим хроническим стрессом можно объяснить неизменный успех погромных кампаний как советского периода, так отчасти и сегодняшнего времени. Многие психологи и психиатры полагают, что "тюремная ментальность" в современной России — один из симптомов данного стресса...

— Возможно ли снять этот стресс и примирить всех участников драмы? И на чем?
—  ...Разом покончить с этой затянувшейся холодной гражданской войной, конечно, невозможно, но для начала важно понять, почему так много людей агрессивно воспринимают идею ответственности или хотя бы признания самих преступлений, которые их лично не касаются...

— когда говорят о коллективной вине — отвечают примерно так: "Почему я должен испытывать вину за чужие преступления?"
— Совершенно верно. Это сложная психологическая ситуация...
... Примириться мы сможем, только если сочтем признание вины за прошлое не национальным поражением, а моральной победой общества над преступлениями тоталитаризма...

— Тут не обойтись без слова "покаяние", которое у многих, если не у большинства, вызывает панический ужас. Хотя, казалось бы, у нас вся литература, и Достоевский, и Толстой, об этом. Прекрасное чувство, вообще-то...

 — ...покаяние есть главная составляющая христианского мировоззрения. Человек кается в собственных грехах, принимает на себя чужие грехи и грехи своих предков. Это — противоядие против цинизма...
...Никакие экономические реформы не работают в обществе циников. Не прагматиков, а именно циников...

...Одной из базовых составляющих европейской модернизации Нового времени было расшатывание сословных перегородок, повышение социальной мобильности, возможность талантливым и энергичным людям из социальных низов достичь успеха и благосостояния...
...Чем больше социальная мобильность, тем жизнеспособнее общество, потому что у людей есть мотивация к самосовершенствованию..
.
...социальные лифты открылись сразу после 1917-го, правда, на недолгий период....
... в 1990-е годы опять-таки открываются новые возможности — в политике, журналистике, бизнесе — для людей, которые раньше не имели шанса на повышение социального статуса...
...Сейчас мы вновь входим в период, когда жизненная энергия общества блокируется жесткими авторитарными законами...
...коллективное историческое воображение в нашей стране по-прежнему пребывает в стандартах XIX века: царь — элита — народ...

...В стремлении дать читателю углубленное представление о разнообразии исторического опыта, не сводимого к смене правителей и режимов, и возник наш новый проект — научно-популярная историческая серия "Что такое Россия". 

— Что за серия, в чем ее идея?  
— В центре внимания проекта — драматический процесс модернизации страны. Наша задача понять, как многолетние усилия России догнать и перегнать Европу (а в ХХ веке и Америку) отразились на различных сферах жизни общества...
...Эти тексты в корне отличаются от многочисленных идеологических поделок, коими завалены прилавки книжных магазинов... 

— А сколько вышло книг?
— Только что вышли три первые книги. Серию открывает книга известного историка XVIII века Евгения Анисимова "Петр Первый: благо или зло для России?". Реформаторское наследие Петра, как и сама его личность, до сих пор порождает споры в российском обществе...
..Вторая книга — "Хозяин земли русской? Самодержавие и бюрократия в эпоху модерна", написанная Кириллом Соловьевым, специалистом по истории русского парламентаризма. Название воспроизводит знаменитую фразу Николая II, который в 1897 году, заполняя анкету в ходе первой всероссийской переписи населения, в графе "Род деятельности" написал: "Хозяин земли русской". Но, как следует из книги, несмотря на формальное всевластие русского самодержца, он был весьма ограничен в свободе деятельности со стороны бюрократического аппарата...
...Третья книга известного историка Веры Мильчиной "Французы полезные и вредные: надзор за иностранцами в России при Николае I". Она построена на основе воспоминаний французских путешественников, частной корреспонденции, донесений дипломатов, архивов Третьего отделения, которые проливают свет на истоки современного отношения государства к "иностранному влиянию". 

...нам предстоит заново открывать для себя собственную страну... 

Беседовал Андрей Архангельский. Журнал "Огонек"