"Памяти русского феминизма"

Мария Лащева.  Kommersant.ru

 

"Прошлое висит на нас гирями". Писатель Павел Басинский рассказал «Огоньку» о своем новом романе, вдохновленном историей первой русской феминистки


... новый роман-нон-фикшен Павла Басинского "Посмотрите на меня"... 
... История русской студентки Лизы Дьяконовой, погибшей при странных обстоятельствах в 1902 году в Тироле...
... Павел Басинский — писатель, документалист, литературовед, лауреат "Большой книги" за роман "Лев Толстой: бегство из рая"... исследует "незнаменитую судьбу"...
... Документальный роман Павла Басинского "Посмотрите на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой" основан на личном дневнике обыкновенной русской девушки, жившей на переломе эпох, в конце XIX — начале XX веков...

... — Второкурсница юридического факультета Сорбонны, Лиза гостила у тетки в Тироле и пропала. Ее тело нашли через месяц — она лежала обнаженная, без следов насилия, на краю водопада. Одежда была аккуратно связана в узел. Из травм — перелом ног...
 
... Этот странный уход из жизни выглядит завершением дневника русской женщины... Именно этот уход из жизни — необычный, странный — становится последней точкой...

... главный посыл... дневника — "посмотрите на меня"... свойствен вообще-то всем людям. Мы все хотим, чтобы на нас посмотрели, чтобы нас оценили...
... и чтобы мы для этого ничего не делали...
... Это... ошибка...
... Потому что распространенная ошибка многих — и девушек, и юношей, и мужчин, и женщин, и взрослых, и юных,— это само ожидание того, что твою тонкую, глубокую душу поймут и сами к тебе придут и скажут: "Какой ты интересный, какой ты умный"...
... А этого обычно в жизни не происходит...
... потому что никто не обязан тебя "понимать"...
... Психологи утверждают, что духовная жизнь человека не отражается на его внешности. И когда мы смотрим на другого, мы вкладываем в него собственную духовную жизнь, которую мы единственную знаем, свой опыт...
... Поэтому не надо бояться рассказывать чужому человеку о себе, не нужно бояться идти на общение...
... Синдром "посмотрите на меня" ... свойствен многим, особенно в юные годы. Люди очень страдают от этого...
... Они ждут понимания, вместо того чтобы просто открыться самим... 
... я тоже был таким замкнутым мальчиком, мне и сейчас довольно тяжело идти на общение с незнакомыми людьми...
... Это серьезная психологическая проблема... 
... У кого-то это даже перерастает в психическую болезнь, как у Лизы...
... В результате на нее "посмотрели", когда ее нашли голой на уступе водопада...
... только тогда... произошло по-настоящему, чего она так хотела...

... — Лиза жила как раз во времена Льва Толстого, о котором вы столько писали, он был тогда в зените славы. Была ли она "толстовкой", повлиял ли на нее великий современник хотя бы каким-то образом?..
— Я в очередной раз столкнулся с жертвой "Крейцеровой сонаты". Как Ленин говорил: "Меня перепахала "Что делать?" Чернышевского". Две книги были в XIX веке, которые реально меняли судьбы людей. Это "Что делать?" Чернышевского и "Крейцерова соната" Толстого. Я других не могу назвать. "Что делать?" — это книга, где была сформулирована тема фиктивных браков, когда юноша венчался с девушкой с тем, чтобы освободить ее от опеки родителей, а потом предоставлял ей свободу действия. Это история Лопухова, Кирсанова и Веры Павловны. Этой модели в обществе не было, пока не появился роман Чернышевского. Потом это стало поветрием, появились сплошные фиктивные браки. А ведь это серьезный поворот для общества.
"Крейцерова соната" — наоборот...
... когда она вышла, молодые люди стали отказываться от браков, потому что в основе браков, писал Толстой, лежит половой инстинкт, и для того чтобы сохранить чистоту и нравственность, не надо жениться, не надо выходить замуж. В этом смысл "Крейцеровой сонаты", Толстой это на пальцах объясняет в послесловии.
Лиза Дьяконова, прочитав "Крейцерову сонату", не позволяла себе до Парижа ни в кого влюбляться и дала себе зарок, что она никогда не выйдет замуж. В результате влюбилась во французского психиатра, который совершенно ее не стоил как раз. Судя по ее дневнику, он был обычный, ничего собой не представляющий, француз. То есть это действительно история о том, как "Крейцерова соната" изменила судьбу моей героини...

... — После этого романа вы стали лучше понимать женскую психологию? Вас лично эта история изменила?
— Да, изменила. Я стал понимать, что описанные проблемы столетней давности и сейчас актуальны. Женщине сегодня по-прежнему труднее сделать карьеру, чем мужчине, в силу того, что наше общество в известной степени остается патриархальным.
Собственно, нужно сказать главное. Лиза была стихийная феминистка, но тогда даже слова такого еще не было. Она рано стала бороться за свое женское достоинство. Для меня эта тема, до того, как я столкнулся с историей Лизы Дьяконовой, была непонятна. Как и все мужчины, я считал, что феминистки — это женщины, которые не могут выйти замуж. Тем более что я занимался Толстым, а Толстой был известный домостроевец и ко всякого рода женским движениям, попыткам женщины стать медиком или юристом относился абсолютно скептически... И вот вам судьба Лизы: она пыталась поступить на Высшие Бестужевские курсы, ее мать не разрешала это делать, четыре года мучала ее, терзала. Проблема в чем?.. Девушка достигала совершеннолетия в 18 лет, но после этого получала лишь "свободу выйти замуж". Полного же совершеннолетия она достигала в 21 год, и тогда у нее только появлялась возможность более или менее настоящей свободы действий, а не формальной...

... У меня книга имеет посвящение — "памяти русского феминизма", после этой истории я совершенно по-другому стал понимать историю женского движения в мире, в России. Стал понимать, какое море слез было пролито женщинами, на протяжении веков, для того чтобы добиться просто права считаться человеком...