Доброе утро, Бог

Источник: ФБ. Давайте читать хорошие книги

Есть книги, далёкие от религиозной тематики, но в которых совершенно явственно ощущаешь присутствие Бога. Только давайте сразу определимся: Бог – это не бородатый ветхозаветный мужик, восседающий на небесах, коварный и мстительный.

Это та самая иррациональная и неумолимая сила, которая заставляет нас стремиться к лучшему и поступать по совести. Чувствовать себя частицей единого мощного потока бытия, медленно и тяжело, но неуклонно стремящегося к правде, справедливости и гармонии. В одной из книг Голсуорси сказано: «Бог – это помощь людей друг другу».

Словом, не лицемерные и жалкие свечки перед иконами, которые мы ставим только тогда, когда плохо нам, моментально забывая все заповеди во всякое остальное время – а каждодневный труд души, терпеливый и незаметный.

Священник трущобного прихода Хиллари Черрел у того же Голсуорси, по выражению его сбившейся с пути прихожанки, «не донимает людей божественным». Вместо этого он старается делать всё, что только в его силах, для этих обездоленных людей, среди которых живёт. Он – то самое плечо, на которое любой из них может опереться или, если горе непоправимо, то излить свои беды и получить утешение. На вопрос, верит ли он в ад, преподобный отвечает: да – мои прихожане в нём живут!

В романе квебекской писательницы Луизы Пенни Бог является героям в самых неожиданных обличьях – он, по их убеждению, живёт среди них. Непризнанная талантливая художница Клара Морроу, униженная злобной завистницей, в полном отчаянии решает помочь той, кому ещё хуже, чем ей, и отдаёт свой сэндвич и кофе вонючей безумной бродяжке у супермаркета. И неожиданно слышит в ответ: «Мне всегда нравилось твоё искусство, Клара!» Эта простодушная, добрая женщина уверена: в образе бродяжки ей явился сам Бог.

Но моё самое любимое место в книге – это:

«– Вы нашли вашего убийцу?

– Нашел.

Но по его интонации она поняла, что это было не все. Она помолчала, но, когда за этим ничего не последовало, решила спросить:

– А что еще вы нашли?

– Бога, – просто ответил Гамаш. – В столовой.

– И что же он ел?

Вопрос был настолько неожиданным, что Гамаш ответил не сразу.

– Торт из безе с лимоном, – со смехом сказал он.

– Почему вы думаете, что это был Бог?..

– Я не думаю, – признал он. – Возможно, это был обычный рыбак. Одет он был точно как рыбак. Но он посмотрел на меня из другого угла зала с такой нежностью, с такой любовью, что я замер на месте…

– И что же сделал Бог? – спросила она приглушенным голосом.

– Он доел торт и отвернулся к стене. Какое-то время казалось, что он трет стену, затем он снова повернулся ко мне с самой сияющей улыбкой, какую я видел. Радость переполняла меня.

– Мне кажется, радость часто вас наполняет.

– Я счастливый человек, мадам. Мне очень везет, и я это знаю…»

Словом, Бог – это не что-то пафосное, холодное и далёкое. Это наш постоянный невидимый попутчик. Тот, которому, вместо тысячи замысловатых слов молитвы, можно запросто сказать, как Ассоль:

- Доброе утро, Бог!