Почему императрица Елизавета запретила смертную казнь/Why Empress Elisabeth banned death penalty

Во время 20-летнего царствования императрицы Елизаветы в период между 1741 и 1761 годами не было смертной казни. Французский писатель и дипломат Жозеф де Местр назвал «отмену» смертной казни при императрице Елизавете «ложным гуманизмом и признаком неполноценности нации». Итальянский философ Чезаре Беккариа был вдохновлен «знаменитым примером императрицы Московии», а через три года после ее смерти опубликовал свою работу «О преступлениях и наказаниях».

Указ, изданный 7 мая 1744 года, накладывал запрет на исполнение наказания для осужденных, приговоренных к смертной казни, политической смерти и, в некоторых случаях, к пожизненной ссылке. Всем канцеляриям надлежало представить в Сенат описание всех подобных дел и ждать дальнейших распоряжений.

С одной стороны, было приказано «не выполнять казни», а с другой число смертных приговоров никаким иным способом не регулировалось, поэтому на основании существующего законодательства смертные приговоры продолжали выноситься. О существовании запрета мало кто знал даже из высшего сословия. Указ подготовила сама императрица как вывод из представленного ей Сенатом отчета и отчетов, на основе которых он был составлен. Первоначальный документ был немедленно спрятан в секретной депеше, а официальное сообщение содержало копию  высочайшего указа, предписывающую  немедленно предоставить выписки из судебных дел заключенных, приговоренных к смертной казни. В копии не упоминалось о существовании скрытого указа, и именно она была направлена в департаменты и канцелярии регионов и провинций.

Однако сама императрица и ее администрация воспринимали указ со всей серьезностью и действовали упреждающие: после завоевания новых земель туда немедленно направлялось распоряжение, с предписанием отложить или отменить смертную казнь. Мораторий распространялся даже на лиц, приговоренных тайной полицией, и на военных преступников. Менее чем за десять лет после опубликования указа в Сенате скопилось 279 дел по смертным приговорам, а еще 3579 дел, связанных с убийствами, кражами и грабежами, которые находились в производстве и ожидали высочайшего подтверждения.

Интерпретация смерти

Не меньше проблем возникало вокруг терминологии в ходе исполнения второй части указа от 1744 года - эта часть касалась «невыполнения смертной казни и политической смерти». Если смысл «естественной смерти» был более или менее ясен как в столице, так и в провинциях, то термин «политическая смерть» вызвал глубокое недоумение на всех уровнях власти. Елизавета потребовала, чтобы Сенат начал работать над этим вопросом и представил ей документ, в котором будут перечислены законы, регулирующие ритуал политической смерти, и точно определены преступления, которые требуют такого наказания.

Детальная интерпретация термина «политическая смерть» была дана только в 1753 году: «Сенат предусматривает: политическая смерть - это экзикуция, при которой преступник, подготовленный к экзикуции через обезглавливание или повешение, на месте казни наказывается поркой и урезанием носа или без какого-либо наказания  ссылается в пожизненную ссылку». Очевидное противоречие в такой интерпретации заключалась в том, что приговоры о политической смерти не исполнялись, в то время как порка и урезание носа, а также ссылка за кражу и грабеж были широко распространенной практикой без каких-либо сообщений в Сенат и не считались "политической смертью".
Таким образом, не только смертная казнь, но и ее замены, которые считались равной смертной казни с точки зрения тяжести наказания, подпадали под запрет высшей власти.

«Без применения политической смерти»

В то время как  определение политической смерти оставалось вопросом терминологии и судебной теории для сенаторов и императрицы, для общества мораторий на смертную казнь превратился в основную идеологическую проблему. Во времена правления Елизаветы, процесс вынимания тел повешенных заключенных  из петли с перечислением их преступлений в назидание остальным, был нормой.

Сенаторы пытались урезонить монархию и предложили ряд аргументов против моратория на смертную казнь. Во-первых, они предположили, что возможность избежать смертной казни только увеличит число воров, разбойников, убийц и фальшивомонетчиков. Очевидно, что страна утонет в волне беспорядков и грабежей, если государство не установит «наследственный страх» в умах своих людей - страх, который генерал-лейтенант Василий Урусов привел в описании подавления восстание в Башкирии. Во-вторых, в отсутствие наказания люди сами по себе станут склонными к преступной деятельности, а войска перестанут выполнять приказы. В-третьих, такое вредное помилование противоречит традициям российского законодательства, в частности, строгим правилам, введенным Петром Великим, отцом императрицы, который жестоко наказывал за преступления, за которые предусмотрена смертная казнь. Дворянство робко предположило, что для высшего пересмотра должны быть представлены только уголовные дела со смертным приговором, а политические смертные приговоры должны приводиться в исполнение, как и прежде.
На что Императрица отреагировала единственным указом - «никакого исполнения каких-либо политических смертных приговоров».

«Упоминания о смертной казни нет»

В августе 1754 года по инициативе Петра Шувалова, доверенного лица императрицы, в Сенате была создана специальная группа, перед которой была поставлена задача «создание ясных и понятных законов». Опытные секретари помогали юристам, которые также как и все получали деньги на
чернила, сургуч, дрова и свечи из государственной казны. Они должны были составить закон из четырех частей - «о суде», «о различных состояниях субъектов», «о собственности и недвижимости» и «о казнях, наказаниях и штрафах». Через год были готовы две части, которые комитет счел наиболее завершенными, - «суд» и «уголовные преступления». Скорее всего, сургуч и чернила были потрачены впустую: статьи полностью игнорировали все указы правящей императрицы о смертной казни и политической смерти. После десятилетия эффективного моратория на исполнение таких приговоров, область их применения была расширена, а процедура исполнения ужесточена.


Ситуация с подготовкой закона и позицией, которую заняла императрица Елизавета,  представляется еще более невероятной, если учесть, что до начала работы комитета по второму изданию министр Адам Олсуфьев объявил: «Ее Императорское Величество приказала, чтобы ни одно наказание в виде смертной казни за соответствующие преступления не должно было быть внесено в новый закон». В разных городах вышли последующие указы о выборе представителей дворянского и купеческого сословий для слушаний «вновь созданного закона». Общественные дискуссии включали вопросы не только о моратории на смертную казнь и политическую смерть, но и об основных изменениях уголовного законодательства. Ясно, что императрица оставалась бы непреклонна, и только ее смерть прервала беспрецедентное российское противостояние между монархией и политической элитой страны по вопросу о гуманизации наказания за серьезные преступления.

«Никто не будет подвергнут смертной казни»

По-видимому, историк Михаил Щербатов был недалек от истины, когда писал о дворцовом перевороте 1741 года: «Во время церемонии принятия Российского престола она обещала перед иконой Святого образа, что, если вознесется на престол своих предков, никто не будет казнен во время ее правления».

В данном случае мы видим очевидные столкновения человеческого сознания. В отчаянных ситуациях, когда оказывается, что никто не может помочь человеку, и ничто не способно его спасти, он обращается к Богу в надежде на чудо. В зависимости от индивидуального опыта, религии и глубины личной духовности такие иррациональные «отношения с Богом» могут быть сформулированы неожиданным выбором слов. По-видимому, Елизавета действительно взяла на себя определенные обязательства перед лицом Господа в случае успешного исхода военного переворота. Путч оказался успешным, и ей пришлось заплатить.

Тонкости индивидуальных религиозных чувств оставались бы священным опытом человека, если бы этот человек не оказался императрицей. С одной стороны, византийский ритуал коронации добавлял особого возвеличивания христианской вере любого русского монарха. С другой стороны, священная воля монарха, помазанного Богом, считалась неизменной. И те конкретные обстоятельства, которые были далеки от политического прагматизма, могут объяснить контекст законов, запрещающих смертную казнь и экзекуции политической смерти.

Создается впечатление, что решение императрицы о запрете исполнения смертной казни и приговоров политической смерти без высочайшего подтверждения, касается исключительно ее отношений с Богом. Подданные и преступники, чьи судьбы зависели от ее решений, не должны были догадываться о деталях. Не было указа о моратории с подробными определениями и восхвалениями гуманизма монархии. Императрица не занималась судьбой помилованных заключенных, спасением их грешных душ и перевоспитанием. Все они погибли либо во время порки, либо позже в следствие невыносимого тюремного труда.

«И кто назначил меня судить: кому жить, а кому умереть»

Размышления о религиозной императрице во времена абсолютной монархии в России, за 20 лет до выхода знаменитой работы Чезаре Беккариа, легко исполнили мечту философа, которую Европа только начинала лелеять. Однако императрица Елизавета и итальянский философ были разделены не двумя десятилетиями, а целой эпохой. Мораторий на смертную казнь в Российской империи основывался не на идеалах просвещения, а на средневековой религиозности, с одной стороны, и убеждении монарха, что высочайшее волеизъявление есть государственный закон, с другой. Запрет на приведение в исполнение смертных приговоров за серьезные преступления не имел теоретической основы и никоим образом не связан с развитием судебных знаний того периода. Любые аргументы в отношении ограничения публичных экзекуций и смещение акцента от развлекательного аспекта казни к торжеству правосудия в зале суда, перехода от телесного наказания к предотвращению повторного преступления и других идей, вдохновлявших европейских философов и юристов, не слишком беспокоили императрицу. Логика христианских заповедей привела ее к извечному вопросу: «Кто назначил меня судить, кому жить, а кому умереть?» Решив, что лучшим проявлением благодарности Богу будет запрет смертной казни, Российская императрица по своей самодержавной воле не допустила ни одной казни или даже ее подобия в виде политической смерти. За несколько месяцев до своей смерти она подняла вопрос о коренном изменении уголовного законодательства, которое, по-видимому, должно было соответствовать системе ее убеждений.

Вот почему в России сформировались два поколения людей, не видевших эшафот. Ремесло палача постепенно исчезало вместе с умением строить виселицу, что было подтверждено трагическими событиями во время казни декабристов. У правящей элиты сложилась привычка, что смертная казнь существует только на бумаге, и публичные казни больше не являются основным условием сохранения порядка в обществе.

Всего за два десятилетия правящая и образованная элита стала готова к обсуждению целесообразности казни. И это произошло не из-за работы Беккариа, а из-за внутренних правил императрицы Елизаветы. Проницательный историк Сергей Соловьев писал: «Люди должны были потерять привычку к ужасному виду смертной казни. Не было принято закона об отмене смертной казни: вероятно, Елизавета боялась увеличить количество преступлений, убрав страх перед последним наказанием; суды выносили смертные приговоры, но эти приговоры никогда не приводились в исполнение, и в просвещение народа было внесено большое начинание».

Елена Марасинова,

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории России РАН
Источник: kommersant.uk

Витя никогда не купит сковородку с отстегивающейся ручкой


Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем. Иоган Вольфган Гёте


Про трюфели

 ... трюфели делятся на черные и белые, причем последние на порядок дороже...

... водится этот гриб в Пьемонте, точнее, в окрестностях живописного средневекового городка Альба в 40 км от Турина. Белый трюфель, в отличие от его черных собратьев, разводить искусственно люди не научились...

 ... в Альбе есть Национальный центр исследования трюфеля... Там про Tuber Magnatum Pico... знают практически все...

... этот гриб давно стал символом не только для Альбы, но и для всего Пьемонта...

...Трюфель — он ведь и не еда вовсе, это миф, аромат, символ. Почти иллюзия. Другое дело, что у иллюзии этой есть вкус, запах и цвет....

... октябрьская трюфельная ярмарка в Альбе, которая в этом году...  87...

... Кучки трюфелей в бело-желтой гамме бережно, словно античные черепки, разложены по прилавкам...

... никакой консервации трюфель не поддается!..

... гид по ярмарке... эксперт по трюфелям и сенсорный дегустатор (бывают же на свете профессии!)...

... Выкопанный из земли трюфель годится к употреблению в пищу не дольше недели,— продолжает эксперт.— Его нельзя ни морозить, ни сушить, ни делать из него полуфабрикаты, так как специфический запах, за который этот продукт и ценится, он сохраняет исключительно в свежем виде. Все остальное готовится на основе эссенций, полученных химическим способом, и непосредственного отношения к трюфелю не имеет...

... правило номер один: все, что можно сотворить с трюфелем,— это тонко настрогать, причем ножом, забудьте про терки! Потом той стружкой надо посыпать блюдо, желательно нейтральное по вкусу, типа белой пасты или попросту отварных макарон. Подойдет и вареная картошка...

... продегустировать трюфель прямо на ярмарке... 50 евро за 10-граммовую "стружку" (такова нынче цена на белый трюфель на бирже)...
... в сочетании с едой острый почти до непереносимости запах трюфеля притупляется...

... Выходит, люди платят дикие деньги за пахучий воздух?..
... если не за воздух, то за воду... Трюфель на 80 процентов состоит из воды...

... По сути, платят за роскошь: за уникальный аромат, а еще за редкость и труднодоступность белого трюфеля, сезон сбора которого длится всего несколько месяцев в году...

... на ярмарке все предельно демократично: за прилавками сами же грибники-трюфельники — тартуфайо...

...Стоят... с раннего утра, потому что ночью... тартуфайо бродил по лесу...

...Охотник за трюфелями должен обзавестись... собакой, которая умеет взять трюфельный след...
...Свиней в Италии не используют по причине их плохой обучаемости...

.. .лучше всего подходят выносливые дворняжки... с трюфельной родословной...
... в Альбе существует Собачий университет... структура, где собак натаскивают на трюфеля... 

... Собака должна работать не за страх, а за удовольствие... чтобы запах трюфеля приобрел прочную ассоциацию у щенка с собачьей радостью, хозяин натирал трюфелем соски кормившей его суки...

... если... не готовы "потратить состояние", а... "всего лишь" романтично поужинать, вполне достаточно купить вот эти маленькие, в размер конфетных, трюфельки, что обойдется меньше чем в сотню евро... все равно что приличный ужин в ресторане...

... в свое время потратили много сил, чтобы доказать, что это именно гриб, а не какое-то иное явление природы... в менее просвещенные времена трюфель считали то пищей ведьм, то животным, то минералом...

... благороднейший из трюфелей облюбовал Пьемонт из-за уникального состава почвы и растущих на ней деревьев. Трюфели... связаны с корневой системой дерева, под которым растут, их сосуществование — залог рождения и вызревания деликатеса...

... в дни ярмарки в Альбе проходил конгресс, посвященный проблемам расшифровки генома Magnatum Pico... Такие попытки.. возможно... приведут к искусственному разведению белого трюфеля...
... Неужели и трюфельная сказка обречена на банальный потребительский "хеппи-энд"?..
... Мы же с вами говорили про магию пахучего воздуха — воспроизвести ее в промышленных масштабах не выйдет, искусственный гриб пахнуть не будет...

 Елена Пушкарская.  Журнал "Огонёк"

Похолодало. И чай не сладок. Иосиф Бродский


Про "Истинное величие в искусстве"...

31 октября 2016 года в возрасте 101-года умер актер Владимир Зельдин...

... Владимир Зельдин пережил вместе со страной разные эпохи, видел разных правителей, но всегда придерживался мнения, что художник не должен вмешиваться в политику, но всегда должен слышать "дыхание времени"...

..."Истинное величие в искусстве никогда не гремит своими доспехами"...

..."Ничего не называй своим кроме души,"- одно из любимых изречений актера...

..."Выбирайте друзей среди приятных людей, имеющих редкую и неприятную способность говорить правду"...

..."Я живу с чистой совестью, думаю, что у многих других людей моего поколения совесть часта. Мы прошли войну, защитили Россию. Нужно уметь удивляться жизни, интересоваться всем новым, никогда никому не завидовать"...

... Актер был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы

Коммерсант.ру

Про Twitter

Я из тех, кто твиттит о том, что ел на завтрак, ланч и ужин. И для 99,99999% мира это бесполезно. Бессмысленно. Но не для моей - ей это нравится. 

Когда я учился, когда я изучал новые технологии, за ними всегда стояли российские разработчики. 

Я хотел быть моряком, чтобы исследовать и испытывать мир. Я хотел быть художником, особенно сюрреалистом, потому что они видят мир очень очень разным... Основатель - это не работа. Это роль, положение, и это то, что может происходить снова, и снова, и снова.

У Twitter есть удивительная способность: он позволяет почувствовать, что мир стал намного меньше, даже если физически вы находитесь далеко от кого-то... Мы не просто пуш-уведомления в режиме реального времени, мы беседа. 

Самое сильное качество, которое вы можете развить в себе, будучи предпринимателем,- это не способность полагаться на удачу, а способность распознавать удачные ситуации, когда они происходят. 

Джек Дорси. Создатель Twitter

Коммерсант.ру

Куда деваются утки в Центральном парке, когда пруд замерзает? Джером Дэвид Сэлинджер

Дж. Сэлинджер "Над пропастью во ржи"/The Catcher in the Rye

...книга вышла в 60-х годах в переводе Риты Райт-Ковалёвой

...Живу я в Нью-Йорке, и думал  я  про  тот  пруд,  в Центральном  парке,  у  Южного  выхода:  замерзает  он  или  нет,  а  если замерзает, куда деваются утки? 
 Я не мог  себе  представить, куда  деваются утки, когда пруд покрывается льдом  и  промерзает  насквозь.  Может  быть, подъезжает грузовик и увозит их куда-нибудь в зоопарк? А может, они просто улетают?...

...Нью-Йорк вообще страшный, когда ночью пусто и кто-то гогочет. На сто миль слышно. И так становится тоскливо и одиноко. Ужасно хотелось вернуться домой, потрепаться с сестренкой. Но потом я разговорился с водителем. Звали его Горвиц. Он был гораздо лучше того первого шофера, с которым я ехал. Я и подумал, может быть, хоть он знает про уток.
- Слушайте, Горвиц, – говорю, – вы когда-нибудь проезжали мимо пруда в Центральном парке? Там, у Южного выхода?
- Что-что?
- Там пруд. Маленькое такое озерцо, где утки плавают. Да вы, наверно, знаете.
- Ну, знаю, и что?
- Видели, там утки плавают? Весной и летом. Вы случайно не знаете, куда они деваются зимой?
- Кто девается?
- Да утки! Может, вы случайно знаете? Может, кто-нибудь подъезжает на грузовике и увозит их или они сами улетают куда-нибудь на юг?
Тут Горвиц обернулся и посмотрел на меня. Он, как видно, был ужасно раздражительный, хотя, в общем, и ничего.
- Почем я знаю, черт возьми! – говорит. – За каким чертом мне знать всякие глупости?
- Да вы не обижайтесь, – говорю. Видно было, что он ужасно обиделся.
- А кто обижается? Никто не обижается......

Про идентичность, "тюремную ментальность", вину и коллективное воображение

...Стоит ли нам формировать идентичность на советских или имперских образцах? Или следует задуматься о формировании новой идентичности — как способе консолидировать общество. Главный редактор издательства "НЛО" Ирина Прохорова считает, что для начала нужно... перестать стесняться типичного для большинства рабоче-крестьянского происхождения.

 — Столетие революции отмечают во всем мире, и только у нас как-то невнятно...

— ...формулу можно расширить до "рабочих и крестьян"...
...рабочего происхождения тоже стесняются.
— ...камлания о пролетариате как "гегемоне революции" скрывали печальную реальность: непрестижность этого социального слоя в общественном сознании...
 ...ведь в сталинское время положение рабочего мало отличалось от положения узника ГУЛАГа; он, подобно крепостному, фактически был приписан к предприятию и не мог уволиться без разрешения начальства. И условия жизни и труда были чудовищными...
... мы возвращаемся к...русской революции, ее нереализованным обещаниям...

...фундаментальному пересмотру нашего интеллектуального наследия..

— А что это дает?
— Это дает нам демократизацию сознания и принципиально иной взгляд на историю...
...мы остаемся заложниками государственной имперской истории, где любые действия власти объясняются и оправдываются государственной необходимостью и интересами страны...
...Пока нам предлагают эту ложную оптику, мы вынуждены вращаться по замкнутому порочному кругу, бесконечно споря о том, кто такой Иван Грозный или Сталин...
...Если мы посмотрим на исторические прецеденты глазами не правителей или палачей, а глазами частного человека... ... то мы сумеем по-другому оценить многие события и сформулировать иные приоритеты...
...можно сколько угодно рассуждать об абстрактных миллионах загубленных душ как о необходимой плате за прогресс, но если одной из жертв был ваш родственник, то вы начинаете смотреть на ситуацию иначе.

— А нужно ли сейчас говорить о травматическом опыте? 
— Непременно нужно, если мы хотим достичь гражданского примирения... высокий уровень агрессии, который присутствует в нашем обществе, во многом обусловлен непроработанностью травм... 
 ...Потаенность индивидуальной памяти была основой существования человека в советском социуме...
...В СССР сформировалось собственное отношение к индивидуальной боли, травме и горю. Страх перед общественным позором и арестом принуждал человека скрывать свои чувства и мысли...
...Уход частной боли в подполье породил затяжной посттравматический стресс. Именно этим хроническим стрессом можно объяснить неизменный успех погромных кампаний как советского периода, так отчасти и сегодняшнего времени. Многие психологи и психиатры полагают, что "тюремная ментальность" в современной России — один из симптомов данного стресса...

— Возможно ли снять этот стресс и примирить всех участников драмы? И на чем?
—  ...Разом покончить с этой затянувшейся холодной гражданской войной, конечно, невозможно, но для начала важно понять, почему так много людей агрессивно воспринимают идею ответственности или хотя бы признания самих преступлений, которые их лично не касаются...

— когда говорят о коллективной вине — отвечают примерно так: "Почему я должен испытывать вину за чужие преступления?"
— Совершенно верно. Это сложная психологическая ситуация...
... Примириться мы сможем, только если сочтем признание вины за прошлое не национальным поражением, а моральной победой общества над преступлениями тоталитаризма...

— Тут не обойтись без слова "покаяние", которое у многих, если не у большинства, вызывает панический ужас. Хотя, казалось бы, у нас вся литература, и Достоевский, и Толстой, об этом. Прекрасное чувство, вообще-то...

 — ...покаяние есть главная составляющая христианского мировоззрения. Человек кается в собственных грехах, принимает на себя чужие грехи и грехи своих предков. Это — противоядие против цинизма...
...Никакие экономические реформы не работают в обществе циников. Не прагматиков, а именно циников...

...Одной из базовых составляющих европейской модернизации Нового времени было расшатывание сословных перегородок, повышение социальной мобильности, возможность талантливым и энергичным людям из социальных низов достичь успеха и благосостояния...
...Чем больше социальная мобильность, тем жизнеспособнее общество, потому что у людей есть мотивация к самосовершенствованию..
.
...социальные лифты открылись сразу после 1917-го, правда, на недолгий период....
... в 1990-е годы опять-таки открываются новые возможности — в политике, журналистике, бизнесе — для людей, которые раньше не имели шанса на повышение социального статуса...
...Сейчас мы вновь входим в период, когда жизненная энергия общества блокируется жесткими авторитарными законами...
...коллективное историческое воображение в нашей стране по-прежнему пребывает в стандартах XIX века: царь — элита — народ...

...В стремлении дать читателю углубленное представление о разнообразии исторического опыта, не сводимого к смене правителей и режимов, и возник наш новый проект — научно-популярная историческая серия "Что такое Россия". 

— Что за серия, в чем ее идея?  
— В центре внимания проекта — драматический процесс модернизации страны. Наша задача понять, как многолетние усилия России догнать и перегнать Европу (а в ХХ веке и Америку) отразились на различных сферах жизни общества...
...Эти тексты в корне отличаются от многочисленных идеологических поделок, коими завалены прилавки книжных магазинов... 

— А сколько вышло книг?
— Только что вышли три первые книги. Серию открывает книга известного историка XVIII века Евгения Анисимова "Петр Первый: благо или зло для России?". Реформаторское наследие Петра, как и сама его личность, до сих пор порождает споры в российском обществе...
..Вторая книга — "Хозяин земли русской? Самодержавие и бюрократия в эпоху модерна", написанная Кириллом Соловьевым, специалистом по истории русского парламентаризма. Название воспроизводит знаменитую фразу Николая II, который в 1897 году, заполняя анкету в ходе первой всероссийской переписи населения, в графе "Род деятельности" написал: "Хозяин земли русской". Но, как следует из книги, несмотря на формальное всевластие русского самодержца, он был весьма ограничен в свободе деятельности со стороны бюрократического аппарата...
...Третья книга известного историка Веры Мильчиной "Французы полезные и вредные: надзор за иностранцами в России при Николае I". Она построена на основе воспоминаний французских путешественников, частной корреспонденции, донесений дипломатов, архивов Третьего отделения, которые проливают свет на истоки современного отношения государства к "иностранному влиянию". 

...нам предстоит заново открывать для себя собственную страну... 

Беседовал Андрей Архангельский. Журнал "Огонек"


Про происхождение

...Стоит ли нам формировать идентичность на советских или имперских образцах? Или следует задуматься о формировании новой идентичности — как способе консолидировать общество. Главный редактор издательства "НЛО" Ирина Прохорова считает, что для начала нужно... перестать стесняться типичного для большинства рабоче-крестьянского происхождения.

 — Столетие революции отмечают во всем мире, и только у нас как-то невнятно...

...Понятно, что трудно об этом сегодня говорить: слишком много горя, страданий, насилия. Но парадоксальным образом, может быть, именно негативный опыт и может стать консолидирующим фактором? Как в семейных отношениях: мы много пережили вместе, плохого и хорошего, это держит нас сильнее...
  — В каком-то смысле послевоенное советское общество так и консолидировалось. Прошедшая война для него была не гламурной телекартинкой, как сейчас, а чудовищным опытом...
..."Лишь бы не было войны" — сегодня эта фраза звучит пустой присказкой, а несколько советских поколений произносили ее как заклинание...
 ...Сегодня поколение фронтовиков ушло, и с памятью о войне стали обращаться иначе, что приводит не к объединению, а к разъединению общества...

...Что касается революции. Мы не знаем, какую ей дать оценку, отсюда и всеобщая невнятность...
...все мы — продукт революции, от этого никуда не деться...
...Дворянами или купцами были 1-2 процента общества. А в основном мы все — выходцы из социальных низов общества, потомки крестьян, жителей местечек, национальных окраин...

...Идентификация с воображаемыми, а не с реальными предками мешает нам разобраться в драматических истоках и последствиях революции...

— Это связано еще и с крепостным правом. Никто не хочет с таким ассоциироваться.
— Да. Институт крепостничества вроде бы исчез, но его влияние на нашу последующую жизнь по-прежнему колоссальное. Неизжитая травма рабства не позволяет нам, выражаясь высокопарно, припасть к нашим подлинным истокам, что и приводит к сбою идентичности. Кстати, в отличие от Америки. Откуда пошла у них мода в масскульте на ковбоев и вестерны? Это было признанием того, что американцы — нация пастухов; и посредством героизации и идеализации образа ковбоя формировалась коллективная идентичность молодой страны. 

— А что в нашей былой крестьянской жизни можно найти положительного для современного человека, чем ему гордиться?
— В нашей исторической памяти о крестьянстве, к сожалению, трудно найти опору для выстраивания позитивной идентичности. Крестьянство — "народ" — традиционно несет на себе клеймо "отсталости" и "невежества"...
...Петр Первый, упраздняя институты сословного представительства в борьбе за самовластие, мотивировал свои действия тем, что "среди крестьян умных нету"...
...в XIX веке, несмотря на жаркие споры о путях России, славянофилов и западников объединял именно крестьянский вопрос: обе стороны считали, что крестьяне не готовы к прямому владению землей, поэтому и победила идея сохранения общины как промежуточной ступени к гражданской свободе крестьян...
...Большевики, узурпировав риторику освобождения и равенства, в реальности лишили крестьянство остатков свобод, загнав в колхозы. Недаром в народе ВКП (Всероссийская коммунистическая партия) расшифровывалась как "второе крепостное право"...
...Если беспристрастно взглянуть на советское общество, то приходится признать, что оно было насквозь сословным и снобистским...
...возникшие в ходе революции новые социальные слои (советская интеллигенция, партократия, военные, чекисты) беспрестанно соревновались друг с другом за право стать новым дворянством..
...подавляющее большинство этих "новых советских" было выходцами из разоренного крестьянства, чем гордиться было не принято...
...Налицо грустный парадокс...

...У нас просто нет языка для серьезного разговора о крестьянском культурном наследии.


— Корректно ли сегодня употреблять термин "крестьяне"? Их же нет почти. Может быть, сельские жители...
— Ковбоев...тоже не существует, теперь они фермеры...рабов тоже больше нет. Но именно на символическом и эмоциональном единении со своими угнетенными предками чернокожие американские интеллектуалы выстроили свою новую идентичность. В 1970-е годы они стали обращаться к своим корням, к истории семьи, откуда кого привезли. Это дало мощнейший импульс для переосмысления роли афроамериканцев в истории и культуре США...

...Интересно, что 1970-е годы в советской России тоже возник запрос на поиск корней, но вектор интереса был направлен совсем в другую сторону. Разочарование в коммунистической идеологии повлекло за собой идеализацию Белого движения и императорской России и, как следствие этого, поиск дворянских предков...

— Это говорит о том, что мы просто стесняемся наших крестьянских предков...
— Совершенно верно. Крестьяне в общественном сознании по-прежнему поражены в правах...
...мы по-прежнему смотрим на себя глазами бравых гусар и прелестных мамзелей...
...должна произойти революция в сознании — нужно перестать стесняться нашего происхождения...

Беседовал Андрей Архангельский. Журнал "Огонек"


Про Джулию Робертс

Джулии Робертс 28 октября исполнилось 50 лет

"Я слишком высокая, чтобы считаться девушкой, у меня недостаточно нарядов, чтобы быть леди, и я бы никогда не назвала себя женщиной"

"Я обожаю романтические комедии, мне нравится смотреть и играть в них, в таких фильмах тонко подмечено то, что обычно не столь важно"

"Мне совершенно не хочется выковывать из моих детей маленьких гениев, или маленьких преуспевающих актеров, или маленьких преуспевающих бизнесменов. Мне хочется, чтобы дети вваливались в дом грязными, и от них бы шел запах пыли, пота и солнца"

"Перед съемками "Красотки" я много общалась с проститутками, и могу вам сказать, что их мечты и надежды на будущее гораздо чище и прекраснее, чем у большинства тех, кого я знаю по работе"
Рабочее название фильма "Красотка" звучало, как "$ 3000" и в нем отсутствовал хеппи-енд, Однако позднее режиссер Гарри Маршал переписал финал мелодраммы и назвал ее в честь песни Роя Орбисона "Pretty Woman"

"Я превосходно устроилась. Я богата. Я счастлива. У меня прекрасная работа. Вокруг меня интересные люди. И я мотаюсь в свое удовольствие по самым удивительным странам"

Коммерсант.ру